Наталья Петровна Гончарова / Стиль жизни / Media / President Academy
Font size:
А
А
А
Colour patch
c
c
c
c
Images
Off.On.

Наталья Петровна Гончарова: «В Академии и студенты, и преподаватели чувствуют себя людьми с большой буквы»

Наталья Петровна Гончарова, к. соц. н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, в нашем филиале работает всего около года, но уже полюбила его.  Она когда-то мечтала стать цирковой артисткой, певицей и учителем математики – а стала, на радость студентам, социологом. В интервью проекта «Стиль жизни» Наталья Петровна рассказала о любимой работе, увлечениях и планах на будущее.

Об ответственности, аккредитации и современности Академии

Должность заведующего кафедрой я занимаю лишь около года. Конечно, это большая ответственность. Для меня эта должность – новый опыт, раньше я никогда не сталкивалась с организацией учебно-методической работы. Опыт административного управления был: ещё в АлтГУ пять лет занимала должность заместителя декана по научной работе. Но, заведуя кафедрой, необходимо заниматься и организацией учебного процесса, и организацией научной и методической работы. Сначала было тяжело: во-первых, переходила из другого вуза в Академию, во-вторых, попала как раз в период аккредитации РАНХиГС. Но я вообще люблю всё новое, трудностей и работы не боюсь.

Очень благодарна руководству нашего филиала за честность. Игорь Анатольевич, предлагая мне должность, ничего не скрывал. Сразу сказал: будет тяжело. Именно благодаря сложности года, я быстро смогла освоиться. В ускоренном режиме изучала специфику работы: учебные планы, календарные графики и многое другое. Первое время было нелегко, но мне очень помогали мои заместители, за что им огромное спасибо. Я благодарна всему коллективу нашей кафедры за помощь и мудрые советы.

Ровно за десять лет до того, как пришла в Академию заведовать кафедрой, я уже недолго работала здесь преподавателем. Так что коллектив и сам вуз новыми для меня не были.

Когда мне представилась возможность вернуться сюда, я ожидала, что Академия изменилась лишь в лучшую сторону. И мои ожидания оправдались. Появился новый корпус, расширился преподавательский и студенческий состав. Вуз модернизировали: современный ремонт, современное оборудование. В нашем филиале большое внимание уделяется техническому оснащению аудиторий. Преподавателю не нужно беспокоиться перед парой о проекторе и ноутбуке: он просто заходит в укомплектованную аудиторию и начинает вести занятие. И студенты, и преподаватели чувствуют себя здесь людьми с большой буквы.

О выборе профессии

У меня в дипломе две квалификации: социолог  и преподаватель социологии.

В детстве я мечтала о разных профессиях. Посмотрела фильм «Под куполом цирка» – захотела стать цирковой артисткой. Посмотрела индийские фильмы – решила быть актрисой или певицей. Ещё с начальной школы мечтала стать учителем математики, очень любила этот предмет (кстати, социологии без математики и не бывает). К 10-11 классам передумала, попробовав себя в этой роли на Днях самоуправления в школе. Тогда встал вопрос: а куда пойти? Что востребовано? Многие родственники пророчили мне карьеру врача, но сама я никогда не хотела работать в медицине: боялась крови.

В середине 90х, на которые пришлись мои старшие классы, был сложный период в стране. Выбор профессии стоял перед выпускниками школ очень остро, особенно перед ребятами из сёл (а я училась в сельской школе). Везде трудно было с работой. Мы должны были выбрать профессию, которая поможет зарабатывать, а с этим было нелегко.

В 10 классе на летнюю практику я устроилась в детский сад, помощницей воспитателя. Мне всегда нравилось заниматься с детьми. Тем более, это было куда интереснее, чем работать всё лето на школьном огороде. Именно девушка-воспитатель и помогла мне определиться с выбором профессии: начала рассказывать о новой на тот момент, модной специальности – социолог. Заинтересовавшись, я решила поступать на социологический факультет, начала активно изучать обществознание. Окружающие тогда в один голос твердили: «Где ты потом у нас в райцентре работать будешь?».

Моя детская мечта стать учителем в какой-то мере всё-таки осуществилась, только трансформировалась. Но главная функция – передача знаний окружающим – осталась. Я считаю, что, рассказывая другим что-то новое и интересное, человек и сам развивается. Обогащая других, обогащается сам.

О страхах молодого преподавателя

На момент окончания университета я работала менеджером по рекламе в издательстве,  но почувствовала потребность развиваться дальше в своей специальности и поступила в аспирантуру. Всё-таки в университете я активно занималась исследовательской практикой, вела насыщенную научную жизнь. Так и стала преподавать – замещала на семинарах своего научного руководителя.

Думаю, все молодые преподаватели проходят через страх перед студентами, которые чуть младше их: я поначалу боялась входить в аудиторию. Преподавание перед сверстниками накладывает обязательства, конечно. Нужно постоянно развиваться, чтобы не оплошать перед студентами. С появлением опыта и овладением материала я перестала бояться.

Но и сейчас, хоть и работаю уже более пятнадцати лет, иногда с осторожностью вхожу в аудиторию на самую первую пару. Не знаешь ведь заранее, как выстроится коммуникация с ребятами. Преподаватель всегда думает, как сделать так, чтобы студенты поняли, услышали его и пошли за ним.

О борьбе за социальную справедливость и диалоге с магистрантами

Мне кажется, тогда, в аспирантуре, я была даже более требовательным преподавателем, чем сейчас. Судить не мне, конечно. Когда-то услышала от одного студента: «Наталья Петровна – строгий, но справедливый преподаватель». Вообще, я – борец за социальную справедливость: не люблю ставить незаслуженные оценки «за красивые глаза». Понимаю студентов, которые обижаются и говорят: «Почему мы весь семестр ходили, а кто-то нет, но оценки одинаковые?». Поэтому всегда оцениваю по заслугам. Мне же не жалко поставить «пятёрку», но не могут быть у всех «пятёрки», как не могут быть у всех дипломы с отличием. Диплом должен что-то «весить».

Ещё для меня важно, чтобы студент понимал материал, а не зазубривал его. Говорю всегда студентам: я же тоже не могу удержать в голове все определения наизусть, но это и не нужно. Вы научитесь объяснять своими словами суть процесса, так, чтобы понял обычный сельский житель. Если не можете объяснить просто, значит, сами не понимаете материал.

Больше всего из своих дисциплин люблю курс «методика и техника социологических исследований». Раньше мне было тяжело читать этот курс – опыта было недостаточно. Сейчас он есть: я руковожу исследовательскими проектами и участвую в них в качестве исполнителя, занимаюсь организацией полевого этапа сбора данных и аналитикой результатов. Так что мне нравится рассказывать, как правильно должно быть организовано исследование, передавать свой опыт.

Вообще люблю работать со студентами. Они все разные, и преподавать им нужно по-разному. Например, с магистрантами даже лекции чаще всего идут, скорее, в форме диалога. Эти беседы на парах взаимно обогащают нас в интеллектуальном плане: я учусь чему-то у них – и их учу всему, что знаю.

О «Шишковке» и современных студентах

Не могу сказать, лучше или хуже современная молодёжь, чем та, что была до неё. Она просто другая. Сегодняшние студенты отличаются от нас так же, как мы отличались от поколения родителей. К нынешней молодёжи я изменяю требования.

Они по-другому воспринимают информацию, не ставят себе преграды к её получению. У меня мобильный телефон появился в 2003 году, когда я в аспирантуре училась. Мы к семинарам готовились в «Шишковке», вшестером сгрудившись над одной книжкой Гоббса или Конта, читая её тихонько вслух. А сейчас студенты на паре «гуглят» все нужные сведения моментально.

Сегодня, в связи с  цифровизацией, информатизацией общества, появляются новые методы исследования, новые методы сбора данных. И студенты заточены уже под это новое общество. Раньше мы бегали с бумажными анкетами, а сейчас в исследованиях используются гаджеты. Студенты сегодня свободнее ориентируются в новинках. Например, как-то я начала рассказывать на паре про электронные виды анкетирования, а студенты мне: «А, это Вы про гугл-формы? Мы такое уже делали».

Студенты нашей Академии отличаются от остальных. У нас в филиале обстановка уютная. Студентов немного, поэтому у них крепкая связь. Они такие, знаете, «одомашненные» у нас. Ребята и на кафедру заходят свободно, как домой.

О профессиональной свободе и коммуникации со студентами

В работе преподавателя мне нравится определённая свобода, которой бы у меня не было, стань я учителем. Свобода в выборе структуры подачи материала. Я могу сама определять наполнение лекции – не выходя за рамки рабочей программы по дисциплине, конечно. Могу использовать разные формы занятий, в том числе интерактивные.

Есть и сложности в нашей профессии. Иногда непросто выстроить отношения со студентами. В любой группе есть оппозиция: все «за» и один «против». В таких ситуациях моя задача как преподавателя – сплотить группу. Вспоминается один случай: я тогда ещё работала в университете, и мою пару должен был вести практикант. Я всегда присутствую на таких занятиях, но на этот раз не смогла – вызвали на совещание. А практикант проспал, забыв про пару. Я, не зная, что пара не проводится, спокойно сижу на совещании. Студенты давно меня потеряли, но, зная, что я ответственный преподаватель, терпеливо ждут. А один молодой человек решил сразу пойти «наверх» – пожаловался в деканат.  Неприятная ситуация, хоть я и была не виновата.

Позже, на протяжении всего курса, было видно, что тот студент ждёт от меня «особого» отношения к себе: придирки, заниженные оценки. Конечно же, я никогда не смешиваю эмоции и работу. Он достойно работал на занятиях – и получил заслуженный автомат наравне с остальными. Потом этот молодой человек приходил извиняться. Кстати, именно он говорил про меня, что я строгий, но справедливый преподаватель.

О мясном торте, благодарности и Эмиле Дюркгейме

Вспоминаются и курьёзные случаи. Студенты, например, часто коверкают фамилии учёных. Чаще всего, это Эмиль Дюркгейм, которого могут назвать Дюгреймом или ещё как-нибудь. Уже даже не хочется смеяться.

Ещё один забавный случай: как-то я вела пары у «заочников» на первом курсе, а потом пришла только на четвёртом. Визуальная память у меня хорошая, так что я их всех помнила. И вот, все люди в аудитории те же, а в списке появилась новая девушка. Я называю ФИО – поднимается девушка, которую точно звали по-другому на первом курсе! Я даже растерялась…Оказывается, за это время барышня изменила себе всё: и фамилию, и имя, и отчество!

И ещё одну историю вспомнила. Как-то проходила мимо аудитории, а оттуда такой шум, что на улице слышно: магистранты праздновали день рождения кого-то из товарищей. Пригласили меня на торт, я отшутилась: «Тортом вы меня не заманите. Вот, если бы тут мясо лежало, тогда другое дело». Пошутила и забыла. А спустя долгое время, перед 8 марта, девочки из той группы попросились ко мне на консультацию, мол, хотим узнать про регрессионный анализ. Я подготовила материал, жду их, а они заносят мне тюльпаны и коробку из-под торта, в которой была мясная нарезка.

Кстати, выпускница из этой группы у меня писала диплом, потом поступила в Высшую школу экономики в аспирантуру на «бюджет». Спустя время она приехала в Барнаул и пришла ко мне: тепло поблагодарила за те знания, которые я ей дала. И вот это искреннее «спасибо» очень много для меня значит.

О перфекционизме и общежитии

Школьные и студенческие годы – самое лучшее время, они запоминаются навсегда. Я жила в студенческом общежитии, это колоссальный опыт. Первокурсник там учится жить отдельно от родителей, выстраивать отношения с людьми, разрешать конфликтные ситуации. И ещё это такая школа жизни! Я считаю, что мне теперь не страшны любые условия. Всегда говорю: если я хочу спать, то усну при любом уровне шума и даже стоя. Вспоминаю до сих пор весёлые компании, приготовление еды, которую сразу же съедали парни, потому что сами готовить не умели.

Если бы я «заказывала» себе «суперсилу», то пожелала бы умение раздваиваться. Нет, лучше растраиваться, чтобы всё успевать. Иногда думаешь: почему в сутках всего 24 часа? Почему у меня не десять рук или почему меня – не десять?

Мне мешает в жизни гиперответственность, перфекционизм. Так что хотела бы умение абстрагироваться от проблем. Если у меня что-то не получается сделать хорошо, я сильно переживаю, начинаю «копаться» в проблеме. Наверное, отпечаток накладывает профессия: я теперь тщательно анализирую не только данные по работе, но и повседневные проблемы. Стараюсь, конечно, работать над собой, устранять перфекционизм. Говорю сама себе: «Лучшее – враг хорошего». Кстати, в этом, на мой взгляд, ещё одно отличие современной молодёжи: она легко относится к жизни, умеет «отпускать» проблему, в отличие от моего поколения.

О советских комедиях, «Ну, погоди» и Пушкине

Несмотря на профессию, я по натуре человек довольно замкнутый. Поэтому даже не могу представить, что я захотела бы познакомиться с кем-то из известных людей. Я даже в детстве не понимала людей-фанатов, готовых ради знакомства с музыкантом или актёром ехать на край света. Не понимаю и сейчас, придерживаюсь заповеди: «не сотвори себе кумира». Ну, а если всё-таки выбирать кого-то из известных личностей, то познакомилась бы не со «звёздами», а с писателями. Встретилась бы с Пушкиным (раз уж я Наталья Гончарова). Ещё Достоевский и Булгаков – очень интересные личности.

Люблю читать русскую классику. Например, недавно «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых» перечитывала. На очереди – «Идиот». Мне в целом нравится художественная литература, жаль, так мало свободного времени, чтобы ею наслаждаться. В школе я увлекалась фантастикой, любила детективы. Сейчас нравится Терри Пратчетт с его циклом «Плоский мир». Последнее из прочитанного – «Вор времени». Ещё по работе часто приходится читать новинки научной литературы, чтобы идти в ногу со временем.

Если говорить про фильмы, то это советские комедии: Гайдай, Рязанов. Многие знаю уже наизусть. Ещё мультфильмы люблю, тоже советские: «Ну, погоди», «Трям! Здравствуйте!». Смотрю и современные: про богатырей студии «Мельница», «Машу и медведя».

О Лондоне и уютном вечере с книгой

Моя мечта – появление свободного времени. Иногда перед глазами всплывает картинка: я сижу в своём доме, завернувшись в плед, в уютном кресле возле камина и читаю интересную книжку, а рядом – родные люди. Ещё одна мечта: выучить несколько иностранных языков. В школе я учила немецкий, в вузе – английский, но ни один полноценно не освоила. Но эту мечту нужно просто сделать целью. Думаю, путешествия помогли бы быстро изучить языки.

Очень люблю путешествовать. Иногда это хобби удаётся совмещать с работой – исследовательской практикой. Не люблю пассивный отдых: лежать где-нибудь на море могу максимум три дня. Мне нравится гулять, узнавать что-то новое. Не езжу дважды в одно место, опять же потому, что хочется открывать неизведанное. Самое запоминающееся путешествие – это моя первая поездка за границу, в Лондон. Я просто влюбилась в этот город, в его узкие улочки, вымощенные дорожки, уличные кафе и балконы домов, окутанные цветами.

О семье, энергии и смелости идти вперёд

Чем я горжусь? Своей семьёй. Я семейный человек, родные очень много для меня значат. Благодарна родителям, постоянную поддержку которых чувствовала всегда и продолжаю чувствовать сейчас. Родители всегда давали мне свободу выбора. Помогали, советовали, но не ограничивали в принятии решений, поддерживая любое начинание. Также горжусь своими друзьями, знаю, что могу рассчитывать на них в любое время дня и ночи.

Через пять лет я хочу, как минимум, остаться в том же энергетическом состоянии, что и сейчас. Ещё лучше, конечно, если бы жизненная энергия выросла.

Студентам я желаю развиваться. Ничего не бояться, особенно, делать ошибки: на них учатся. Идти только вперёд, пусть даже через трудности, и воплощать все свои идеи. Даже если вы сомневаетесь, осуществляйте все замыслы! Как сказал Виктор Гюго: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».

 

Записала Оксана Килина

I want to study here!
Внимание! Информация была изменена.